Гаджет – (от английского gadget – приспособление) – это техническое устройство, которому присуща повышенная функциональность. В современном мире эти сложноустроенные приборы всё видят, слышат, знают огромный объем информации, обычно просты в использовании.
Наши дети рождены в эпоху цифровизации, и их погружение в онлайн среду – это новый тип восприятия мира и поиск себя в нем. Если мы замечаем, что ребенок сидит в интернете дольше обычного, перестал выходить на улицу, общаться «вживую» со сверстниками, мы ставим ему диагноз: «интернет-зависимость» и начинаем вести бой с этой проблемой, чаще всего силовым путем. Но на самом деле, у современных детей развитие собственной личности, познание мира и самоопределение в нем во многом происходит с помощью интернет-технологий.
Родители часто задают психологам вопрос: Стоит ли с первых лет погружать ребёнка в новый цифровой мир, или лучше воспитывать по старинке? Ведь у гаджетов есть очевидный плюс — это возможность отвлечь ребёнка, пока мы заняты (в автомобиле, самолёте, общественном транспорте или в очереди к врачу, при занятии спортом или во время важного рабочего звонка). Ребенок заинтересован, а у нас высвобождается время, чтобы завершить дела.
Мнение клинического психолога: недозированое использование цифровой техники приводит к отсутствию эмоциональной близости между родителями и детьми, а также негармоничному развитию психики малыша. Если гаджет использовать всякий раз, когда ребёнок расстроился, скучает, пристаёт к родителям, то родитель своими руками рискует сформировать у ребёнка зависимость от экрана.
Основные признаки зависимого поведения у ребенка-дошкольника:
- Малыш перестал интересоваться своими игрушками и новыми предметами, не стремится к общению и взаимодействию с другими детьми, не принимает участие в совместных играх
- Вместо общения с родителями предпочитает проводить время с планшетом, телефоном, компьютером
- Любые попытки ограничить время использования гаджета вызывают бурный протест с криком, плачем, истериками
Первые годы жизни ребёнка — самые важные для формирования и развития правильных навыков восприятия мира. В этом возрасте особенно важно общение с людьми, особенно близкими, исследование окружающей среды, активно развивается восприятие цвета, звука, вкусов, тактильное восприятие, развивается крупная и мелкая моторика. Гаджет в освоении вышеперечисленных навыков почти бесполезен.
В этом возрасте ребенок копирует и подражает действиям близких взрослых, в частности может приложить мобильный телефон к уху, или провести пальчиком по экрану, потому что так делала мама. Это всего лишь процесс естественного познания мира. Главное — чтобы родители не проводили в своих гаджетах времени больше, чем с собственным малышом.
Мнение клинического психолога: хотите отвлечь маленького ребенка от экрана монитора, телефона? Начните с себя!
Проверьте собственные проявления «подчиненности» электронному устройству:
- Номофобия – наличие страха лишиться гаджета
- «Фантомная вибрация» – человеку постоянно кажется, что ему звонят или присылают сообщения
- «Умственная чесотка» – физический или эмоциональный дискомфорт, когда человек слишком долго не пролистывал ленту событий в социальной сети или испытал неудовольствие от скудности новостей на своей странице.
Самое главное — показывать ребёнку своим примером грамотное отношение к гаджетам. Потому что дети всегда хотят походить на взрослых.
Основные рекомендации психологов родителям детей младшего возраста:
- Для детей до 3-х лет нет никакой необходимости в использовании планшетов, смартфонов и иных девайсов для обучения. Использовать их можно лишь в крайних случаях для того, чтобы занять или развлечь малыша, когда ничто другое уже не помогает или недоступно родителям.
- Рекомендуемое время использования гаджетов для детей до 3-х лет — всего 10-15 минут в день.
- С 3-4-х лет речь может идти об использовании гаджетов в качестве обучающих средств, но в дозированном объёме и совместно с родителями.
Огурцова Елена Анатольевна
Медицинский психолог ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр детей и подростков ФМБА России». Врач высшей квалификационной категории.
Записаться на прием