Ежегодно 31 мая Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и ее партнеры отмечают Всемирный день без табака (World No Tobacco Day), привлекая внимание к связанным с его употреблением рискам для здоровья и к эффективным мерам политики по снижению уровней потребления табака.
В этом году World No Tobacco Day направлен на защиту детей от вмешательства табачной промышленности. Организаторы хотят положить конец появлению табачных изделий, специально ориентированных на молодежь.
По данным за 2022 г., во всем мире табак в той или иной форме употребляют по меньшей мере 37 миллионов молодых людей в возрасте 13–15 лет. В Европейском регионе ВОЗ табак употребляют 11,5% мальчиков и 10,1% девочек в возрасте от 13 до 15 лет (в общей сложности – 4 миллиона человек).
Почему табачная индустрия нацелилась на молодежь?
Для того чтобы сохранить свои многомиллиардные прибыли, табачной индустрии необходимо каждый год находить миллионы новых клиентов на смену людям, которые умирают или бросают курить. Для этого она стремится создавать условия, способствующие популярности ее продукции среди нового поколения; например, табачная индустрия заинтересована в слабых регуляторных мерах, поскольку в этом случае ее продукция остается доступной и дешевой. Также она специально создает такую продукцию и применяет такие рекламные приемы, которые кажутся привлекательными для детей и подростков. Для этого индустрия активно использует социальные медиа и стриминговые платформы.
Некоторые изделия, такие как электронные сигареты и никотиновые паучи, быстро набирают популярность среди молодежи. По оценкам, в Европейском регионе в 2022 г. электронные сигареты использовали 12,5% подростков и лишь 2% взрослых. В некоторых странах Региона распространенность использования электронных сигарет среди школьников в 2–3 раза превышает распространенность курения обычных сигарет.
За последние годы показатели курения снизились, однако для того, чтобы защитить молодежь от этой пагубной привычки требуются дополнительные усилия.