Ребенок-гаджет: норма или отклонение?

Ребенок-гаджет: норма или отклонение?

Гаджет – (от английского gadget – приспособление) – это техническое устройство, которому присуща повышенная функциональность.  В современном мире эти сложноустроенные приборы всё видят, слышат, знают огромный объем информации, обычно просты в использовании. 

Наши дети рождены в эпоху цифровизации, и их погружение в онлайн среду – это новый тип восприятия мира и поиск себя в нем. Если мы замечаем, что ребенок сидит в интернете дольше обычного, перестал выходить на улицу, общаться «вживую» со сверстниками, мы ставим ему диагноз: «интернет-зависимость» и начинаем вести бой с этой проблемой, чаще всего силовым путем. Но на самом деле, у современных детей развитие собственной личности, познание мира и самоопределение в нем во многом происходит с помощью интернет-технологий.

Родители часто задают психологам вопрос: Стоит ли с первых лет погружать ребёнка в новый цифровой мир, или лучше воспитывать по старинке? Ведь у гаджетов есть очевидный плюс — это возможность отвлечь ребёнка, пока мы заняты (в автомобиле, самолёте, общественном транспорте или в очереди к врачу, при занятии спортом или во время важного рабочего звонка). Ребенок заинтересован, а у нас высвобождается  время, чтобы завершить дела. 

Мнение клинического психолога: недозированое использование цифровой техники  приводит к отсутствию эмоциональной близости между родителями и детьми, а также негармоничному развитию психики малыша. Если гаджет использовать всякий раз, когда ребёнок расстроился, скучает, пристаёт к родителям, то родитель своими руками рискует сформировать у ребёнка зависимость от экрана.

Основные признаки зависимого поведения у ребенка-дошкольника:

  • Малыш перестал интересоваться своими игрушками и новыми предметами, не стремится к общению и взаимодействию с другими детьми, не принимает участие в совместных играх
  • Вместо общения с родителями предпочитает проводить время с планшетом, телефоном, компьютером
  • Любые попытки ограничить время использования гаджета вызывают бурный протест с криком, плачем, истериками

Первые годы жизни ребёнка — самые важные для формирования и развития правильных навыков восприятия мира. В этом возрасте особенно важно общение с людьми, особенно близкими, исследование окружающей среды,  активно развивается восприятие цвета, звука, вкусов,  тактильное восприятие, развивается крупная и мелкая моторика. Гаджет в освоении вышеперечисленных навыков почти бесполезен.           

 В этом возрасте ребенок копирует и подражает действиям близких взрослых, в частности  может приложить мобильный телефон к уху, или провести пальчиком по экрану, потому что так делала мама. Это всего лишь процесс естественного познания мира. Главное — чтобы родители не проводили в своих гаджетах времени больше, чем с собственным малышом.

Мнение клинического психолога: хотите отвлечь маленького ребенка от экрана монитора, телефона? Начните с себя!

Проверьте собственные проявления «подчиненности» электронному устройству:

  • Номофобия – наличие страха лишиться гаджета
  • «Фантомная вибрация» – человеку постоянно кажется, что ему звонят или присылают сообщения
  • «Умственная чесотка» – физический или эмоциональный дискомфорт, когда человек слишком долго не пролистывал ленту событий в социальной сети или испытал неудовольствие от скудности новостей на своей странице.

Самое главное — показывать ребёнку своим примером грамотное отношение к гаджетам. Потому что дети всегда хотят походить на взрослых.

 Основные рекомендации психологов родителям детей младшего возраста:

  1. Для детей до 3-х лет нет никакой необходимости в использовании планшетов, смартфонов и иных девайсов для обучения. Использовать их можно лишь в крайних случаях для того, чтобы занять или развлечь малыша, когда ничто другое уже не помогает или недоступно родителям.  
  2. Рекомендуемое время использования гаджетов для детей до 3-х лет — всего 10-15 минут в день.
  3. С 3-4-х лет речь может идти об использовании гаджетов в качестве обучающих средств, но    в дозированном объёме и совместно с родителями.

Огурцова Елена Анатольевна

Медицинский психолог ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр детей и подростков ФМБА России». Врач высшей квалификационной категории.

Записаться на прием